ЖУКОВСКИЙ
ГОРОД, ВЛЮБЛЕННЫЙ В НЕБО
РЕКОРДЫ ЖУКОВСКОГО
Рекорды и достижения коллективов и жителей города, которые мы размещаем на портале, позволяют на их примере познакомить жуковчан и гостей города с возможностями и целеустремленностью человека, с историей города, основанной на удивительных и ярких событиях и фактах.
Факт №1
Юрий Гагарин готовился покорять космос в Лeтно-Исследовательском институте (ЛИИ) имени М. М. Громова
В честь первого космонавта в мире в городе Жуковский названа одна из улиц.
Улица Гагарина — своеобразная ось города: это главная и самая протяженная улица в Жуковском. Названная в честь первого космонавта планеты Земля Юрия Гагарина, магистраль, как линия жизни, отражает вехи в развитии нашего славного города авиации.
Имя Гагарина улице было присвоено 21 апреля 1961 года, через несколько дней после старта космической эпохи.
И это не случайно: этап пред-подготовки к полету Юрий Гагарин вместе с группой кандидатов в космонавты проходил в ЛИИ. Здесь проводились эксперименты и тренировки, парашютные прыжки, полеты на истребителях и учебно-тренировочных самолетах. На летающей лаборатории, в которую был переоборудован Ту-104, Юрий Гагарин впервые оказался парящим в невесомости.
Факт № 2
Более 100 героев России и Советского Союза проживали в городе
Факт № 5
В ЦАГИ — более 60 аэродинамических труб. Некоторые из них не имеют аналогов в мире!
Факт № 8
Т-1-2 - Первая в России аэродинамическая труба ЦАГИ находится на улице Радио в Москве
Факт №3
Жуковский - крупнейший российский наукоград в сфере авиации. Именно в Жуковском придумали термин "Наукоград"
Факт № 6
Т-105 -дозвуковая вертикальная аэродинамическая труба . Таких в мире всего 15 шт.
Факт №4
ЦАГИ - один из крупнейших в мире центров авиационной науки
Факт № 7
Т-101 — самая большая дозвуковая аэродинамическая труба в Европе и вторая в мире по размерам рабочей части.
ВСЕ РЕКОРДЫ
Факт № 1. Именно в Жуковском, в ЛИИ им. М.М. Громова проходил подготовку к первому полету человека в космос Юрий Гагарин.
Факт № 2. Более 100 героев России и Советского Союза проживали в городе за все время его существования.
Факт № 3. Жуковский - крупнейший российский наукоград в сфере авиации. Более того, именно в Жуковском возник сам термин «наукоград» и разработана концепция присвоения этого статуса городу. При это сам статус Жуковский получил уже после Обнинска и других городов. В 1999 году был принят федеральный закон "О статусе наукограда Российской Федерации". Первым официальным наукоградом стал Обнинск. В 2007 г. – постановлением Правительства РФ Жуковскому присвоен статус «Наукоград Российской Федерации».
Факт № 4. Жуковский – центр авиационной науки России. Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) имени профессора Н.Е. Жуковского, градообразующее предприятие — один из крупнейших в мире центров авиационной науки. Впервые в мировой практике институт объединил фундаментальный научный поиск, прикладные исследования, конструкторские разработки, производство и испытания опытных летательных аппаратов. В ЦАГИ разрабатываются концепции перспективных летательных аппаратов, новые аэродинамические компоновки самолетов и вертолетов, конструктивно-силовые схемы, критерии оценки устойчивости и управляемости летательных аппаратов, стандарты в области прочности, теория флаттера, проводятся фундаментальные и прикладные теоретические и экспериментальные исследования в области авиационной, ракетной и космической техники.
Факт № 5. В распоряжении ЦАГИ — более 60 аэродинамических труб и испытательных стендов для исследования прочности, акустики, аэрогидродинамики и динамики летательных аппаратов, уникальны по составу, точности и сложности проводимых измерений. Некоторые из них вообще не имеют аналогов в мире!
Факт № 6. Один из символов города дозвуковая вертикальная аэродинамическая труба Т-105. Таких в мире всего 15 шт.
Факт № 7. Самое большое впечатление на неискушенных посетителей обычно производит установка Т-101 — самая большая дозвуковая аэродинамическая труба в Европе и вторая в мире по размерам рабочей части (той, где находятся объекты испытаний).
Факт № 8. Т-1-2 — первая в России аэродинамическая труба ЦАГИ находится на улице Радио в Москве
Факт № 9. Т-128 — крупнейшая в Восточном полушарии трансзвуковая аэродинамическая труба переменной плотности с компрессорным приводом.
Факт № 10. При институте ЦАГИ расположился Демонстрационный центр – открытая площадка для всех желающих, где можно познакомиться как с историей ЦАГИ, города, и с историей авиации.
Факт № 11. В городе также работает Технопарк ЦАГИ - экосистема для инноваций, девиз которого «Будущее начинается здесь». Резиденты разрабатывают авионику, IT продукты, БПЛА и даже строят самолеты.
Факт № 12. В Жуковском базируется «Центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС России». Это отряд высшего «тяжелого» класса по международной системе ИНСАРАГ. Во всем мире насчитывается около 20 отрядов такого класса. Одна из проведённых отрядом операций занесена в «Книгу рекордов Гиннеса»
Факт № 13. Каждый нечетный год Жуковский встречает гостей международного авиационного салона «МАКС», один из крупнейших мировых авиасалонов в мире (Салон входит в ТОП 10 и занимает 4-е место в мире)
Факт № 14. Жуковский – родина первого в мире Детского авиационно-космического салона ДАКС. ДАКС – первый в мире авиакосмический салон, организованный для детей. Он носит почетное имя Героя Советского Союза, летчика-космонавта СССР, заслуженного летчика-испытателя СССР Игоря Петровича Волка.
Факт № 15. Памятник первому в мире сверхзвуковому лайнеру Ту-144 установлен в Жуковском. Ту-144 — советский сверхзвуковой пассажирский самолёт, разработанный в КБ «Туполева», производившийся в Воронеже. Являлся первым в мире коммерческим сверхзвуковым пассажирским самолётом. Первый полет Ту-144 состоялся 31 декабря 1968 года, на 2 месяца раньше своего аналога — британо-французского самолёта «Конкорд». Ту-144 является первым в истории пассажирским авиалайнером, преодолевшим звуковой барьер, это произошло 5 июня 1969 года на высоте 11000 метров.
Факт № 16. В городе есть Пантелеймоновский храмовый комплекс, где расположено 10 музеев, в том числе музей авиации и космонавтики. Основал эти музеи Отец Николай Струков, единственный в мире «авиакосмический батюшка», человек, который кроме одуховления прихожан всю свои жизнь посвятил поддержке общественных движений, направленных на популяризацию национальной авиационно-космической идеи, и лично создавал, и творил в этом сегменте, прививая молодежи любовь к небу и своей родине. Церковный историко-археологический кабинет. Кабинет великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой. Кабинет писателя Н.Д. Телешова. Музей истории города Жуковского, отечественной авиации и космонавтики. Кабинет истории Быковской земской больницы. Политехнический музей в миниатюре. Музей народного декоративного искусства России. Музей минералов и окаменелостей. Музей радиоэлектроники. Музей слоников...
Факт № 17. В музее слонов на территории храмового комплекса рекордное количество фигур слонов. В коллекции музея более 7 500 экспонатов – статуэток слонов и слоников, выполненных из самых разных материалов: камня, хрусталя, стекла, глины, кости, фарфора, гипса, кожи, дерева, воска, пластмассы, металла, резины, ракушек, текстиля и других. По нашему мнению – это однозначно рекорд России, и возможно мировой рекорд.
Факт № 18. Бор – 4. Единственный в мире прицерковный космический корабль. Его название - это аббревиатура: "беспилотный орбитальный ракетоплан". Этакий маленький "Буранчик" размером с легковой автомобиль (3,8м в длину, 1,4 тонны веса), и тем не менее по-взрослому летавший на орбиту. "Бор" - связующее звено "Бурана" с предыдущим советским проектом "Спираль", которым руководил тот же самый конструктор со звучным именем Глеб Лозино-Лозинский. Был запущен 3 июня 1982 года в 21:36 (UTC) с космодрома Капустин Яр, стартовый комплекс № 107 ракетой-носителем «К-65М-РБ5» (модификацией РН «Космос-3М»). Совершив 1,25 витка вокруг Земли приводнился в Индийском океане. Отлетавший своё "БОР-4" хранился в Лётно-исследовательском институте имени Громова, и где-то на рубеже 20-21 веков его хотели утилизировать. Но кто-то вспомнил, что в Жуковском есть всенародно любимый батюшка, который собирает музей, и вот "БОР-4" переместился в музей Пантелеймоновского храмового комплекса.
Факт № 19. Житель Жуковского Сергей Статкевич зарегистрировал рекорд в FAI (Международной авиационной федерации) в Лозанне. 28.02.2018 аэронавт на аэростате «Беспечный ангел» собственного производства совершил полет, побив мировой рекорд по дальности. Сергей на самом маленьком шаре международного класса АХ-1 в категории 250 м.куб. и менее преодолел 68 км 470 м. Впервые за 30 лет побил рекорд известного американского пилота Койя Фостера, пролетевшего 48 км 440 м.
Факт № 20. Российский космонавт, выпускник школы №3 города Жуковского Константин Борисов находился на Международной космической станции (МКС), куда прибыл на корабле Crew Dragon в середине августа 2023 года.
Факт № 21. 26 марта 2016 мировой рекорд по количеству одновременно поднятых в воздух авиамоделей установили в рамках авиамодельного фестиваля «Взлет России» в г. Жуковский, «360 моделей было на поле, в воздух взлетели порядка 250 моделей.
Факт № 22. 31 августа 1977 г. на экспериментальной машине на базе МиГ-25, Александр Васильевич Федотов – житель города Жуковский установил абсолютный рекорд высоты – 37 650 м. (Е-266 по классификации ФАИ. Абсолютный рекорд высоты для самолётов с реактивными двигателями). Всего же ему принадлежат 18 мировых рекордов, 3 из которых абсолютные, т. е. для всех классов самолетов.
Факт № 23. Александр Федотов участвовал в испытаниях ещё одного экспериментального истребителя-перехватчика – Е-152. 7 октября 1961 года на этом самолёте он устанавливает свой первый мировой авиационный рекорд – на 100-км замкнутом маршруте достигает скорости 2.401 км/ч. Этот рекорд являлся также абсолютным мировым рекордом скорости на замкнутом маршруте. Поэтому за это достижение Александр Васильевич был награждён одной из самых престижных наград Международной авиационной федерации (FAI) – медалью де Ла Во. Эта медаль вручается по итогам года пилотам, установившим абсолютные мировые рекорды (скорости, высоты и дальности полёта).
Факт № 24. «Чудо на кукурузном поле». Авиационная авария, произошедшая рано утром в четверг 15 августа 2019 года. Авиалайнер Airbus A321-211 авиакомпании «Уральские авиалинии» выполнял плановый рейс U6 178 по маршруту Москва-Симферополь, но вскоре после вылета из аэропорта Жуковский столкнулся со стаей чаек, и у него отказали оба двигателя. Экипаж сумел благополучно посадить самолёт на кукурузное поле. Все находившиеся на его борту 233 человека выжили, 74 человека получили травмы различной степени тяжести. пилоты Дамир Юсупов и Георгий Мурзин получили звания Героев России, побывали на многих тв-шоу, где рассказали о «чуде на кукурузном поле». На основе данных событий снят фильм «На солнце, вдоль рядов кукурузы». В главной роли – Егор Бероев.
Факт № 25. 2 августа 1985 года на взлётной полосе ЛИИ им. Громова была проведена первая успешная пробежка самолета-аналога космического корабля «Буран» – составной части проекта многоразовой космической системы «Энергия-Буран». Игорь Волк и Римантас Станкявичюс провели разгон до 205 км/ч и торможение космического самолёта БТС-02 с использованием парашютной системы. Работа по программе «Энергия-Буран» началась в 1976 году. 86 министерств и ведомств и 1286 предприятий всего СССР (всего около 2,5 млн человек) принимали участие в создании этой системы. Для горизонтально-летных испытаний был разработан специальный экземпляр (аналог) орбитального корабля, который был оснащен штатными бортовыми системами и оборудованием, функционирующим на заключительном участке полета. Для обеспечения взлета корабль был оснащен четырьмя турбореактивными двигателями. Аналог «Бурана» проходил испытания в ЛИИ им. Громова. При первой пробежке были проверены: система управления при движении по ВПП с выполнением змейки при включенной системе управления передней стойкой шасси (на скорости 30…40 км/час); система торможения (на скорости 100 км/час) с нагрузкой на основные стойки шасси, затем разворот и разгон до максимальной скорости и торможение с использованием тормозных парашютов.
Факт № 26. Жуковчанка Алина Шенцева стала обладателем титулов Миссис Россия Классик Земной шар и Миссис Европа Классик Земной шар 2022. Имеет 3 высших образования: Технический университет им Баумана, Ленинградский государственный университет, Щведский Университет Malmoe. Владеет 3-я иностранными языками, многодетная мама 3-х детей.
Факт № 27. Квочур Анатолий Николаевич — летчик-испытатель Летно-испытательного института имени М.М. Громова, майор запаса, герой России, заслуженный летчик-испытатель СССР. Жуковчанин. Выполнял демонстрационные полёты более чем в 20 странах, был участником более 30 международных авиасалонов и выставок. Установил 11 мировых авиационных рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте Су-27.
Награжден звездой Героя Российской Федерации за мужество и героизм, проявленные при испытании, доводке и освоении новых образцов авиационной техники. Орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени за заслуги перед государством, многолетний добросовестный труд и большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами. Орденом Трудового Красного Знамени. С 1990 года — заслуженный лётчик-испытатель СССР.
Подробнее: https://www.хочувжуковский.рф/post/квочур-анатолий-николаевич-летчик-испытатель