#хочувжуковский
о городе
Жуковский не относится к числу старинных русских городов. Но его история по-своему интересна и уникальна. Она вмещает несколько эпох, удивительных идей и целую плеяду выдающихся людей. Среди них — это «Город-сад» барона Николая Карловича фон Мекка и воплощение многовековой идеи воздушных и космических полетов под руководством отца русской авиации — профессора Жуковского Николая Егоровича, именем которого назван город.
Город, влюбленный в небо
В 1918 году на базе Аэродинамической лаборатории Московского государственного технического университета и Авиационного расчетно-испытательного бюро русским ученым, основоположником гидро- и аэродинамики Николаем Егоровичем Жуковским был создан ЦАГИ – Центральный аэрогидродинамический институт.
В середине 1930-х годов стало очевидно, что ЦАГИ, расположенному в Москве, требуется новая экспериментальная база. Место для ее строительства было выбрано недалеко от платформы «Отдых» Казанского направления Московской железной дороги.
Это обусловливалось хорошим подъездными путями: с одной стороны – полноводная Москва река, с другой – железнодорожная ветка, удобным было и сообщение автотранспорта. В ноябре 1935 года заместитель начальника ЦАГИ известный конструктор Андрей Николаевич Туполев заложил первый камень в фундамент нового здания института. Параллельно с этим стали возводиться бараки поселка, в котором жили работники ЦАГИ.
В 1938-м году поселку было присвоено имя Стаханово – в честь шахтера Алексея Стаханова. Корпуса новой экспериментальной базы с большими аэродинамическими трубами и комплексом установок для исследований прочности авиационных конструкций благодаря энтузиазму людей возводились передовыми темпами.
В 1940 году утвержден проект Летно-исследовательского института, представленный шеф-пилотом ЦАГИ, Героем Советского Союза Михаилом Громовым. В марте 1941 года на базе ЦАГИ был создан Летно-исследовательский институт (ЛИИ). В 1947 году в честь 100-летия со дня рождения выдающегося ученого основателя ЦАГИ Николая Егоровича Жуковского поселок был преобразован в город Жуковский Московской области.
В 2004 году законом Московской области городу Жуковскому присвоен статус городского округа, границы города расширились на 400 га.
Высокий потенциал научно-производственного комплекса города, соответствие научной, научно-технической и инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний и подготовки кадров приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации стали основанием для присвоения Жуковскому статуса наукограда Российской Федерации. и статус национального центра авиастроения
В 2007 году постановлением Правительства РФ Жуковскому присвоен статус «Наукоград Российской Федерации».
В 2008 году подписан Указ президента Российской Федерации «О национальном центре авиастроения».
Сегодня городской округ Жуковский – общероссийский центр научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-экспериментальных работ в авиационной промышленности и с вязанных с ней отраслях радиоэлектроники и приборостроения, а также центр авиационного туризма, народного авиационно-космического движения "Легенды авиации", "Легенды космонавтики" и креативных индустрий.
Город-сад
Ещё до Первой мировой войны председатель правления Московско-Рязанской железной дороги Николай Карлович фон Мекк решил возвести город-сад для железнодорожников в районе подмосковной платформы Прозоровская, получившей своё название в честь владельцев тамошних земель – князей Прозоровских-Голицыных. Та территория славилась как вполне приличное дачное место – с тех пор, как в конце XIX века туда провели железную дорогу. В 1908 году Александр Прозоровский продал свою землю – 680 гектаров в окрестностях станции правлению Московско-Рязанской дороги, именно там фон Мекк и решил обустроить, говоря современным языком, жилой комплекс для своих служащих. В качестве образца для подражания был взят Лечворт – британский посёлок для железнодорожных служащих компании First Garden City Limited.
По его проекту от станции расходились три длинных луча главных улиц. Кстати, все улицы посёлка получили названия в честь станций железнодорожной империи фон Мекка: Рязанская, Голутвинская, Симбирская, Фаустовская, Зарайская, Перовская, Казанская. Предполагалось, что в посёлке будет ходить трамвай. Возле Прозоровской даже построили депо для обслуживания трамвайных линий. Начальником строительства фон Мекк назначил Ипполита Чайковского – брата великого композитора (кстати, сам Николай Карлович Мекк был женат на племяннице Петра Ильича). В первую очередь начали прорубать просеки для будущих улиц, строить дороги, русло реки подготовили для водоснабжения. К работе были привлечены молодые талантливые архитекторы – почти все они в будущем станут классиками градостроительства: Алексей Щусев, Александр Таманян, Александр Иваницкий, Николай Буниатов. Здание вокзала (современная станция «Кратово») построил Щусев, другие подготовили несколько вариантов проектов типовых жилых домов, каменных и деревянных. Большие коттеджи для многодетных семей, корпуса на несколько семей, благоустроенные по последнему слову техники. С водопроводом, канализацией, небольшими садами и раскидистыми соснами возле каждого дома. Протянули в посёлок даже телефонную сеть. Всё было продумано, чтобы сотрудники дороги могли жить, отдыхать и лечиться с комфортом.
В 1913 году вблизи платформы «Прозоровская» («Кратово») и села Новорождествено началась реализация грандиозного проекта поселка для железнодорожных служащих, спроектированного в стиле «города-сада». До конца осуществить этот проект помешала первая мировая война и революционные события.
Но на память остались любимое горожанами Кратовское озеро с прекрасным мраморным мостом, потрясающие здания бывшего комплекса больничного городка, где теперь располагаются авиационный техникум и театр «Стрела» в городе Жуковский, управление Города-сада в поселке Кратово.
театр "стрела"
Управление Города-сада