#хочувжуковский

о городе

Жуковский не относится к числу старинных русских городов. Но его история по-своему интересна и уникальна. Она вмещает несколько эпох, удивительных идей и целую плеяду выдающихся людей. Среди них — это «Город-сад» барона Николая Карловича фон Мекка и воплощение многовековой идеи воздушных и космических полетов под руководством отца русской авиации — профессора Жуковского Николая Егоровича, именем которого назван город.

Жуковский Николай егорович

5 [17] января 1847, Владимирская губерния — 17 марта 1921, Москва

Русский учёный-механик, основоположник гидро- и аэродинамики.

Заслуженный профессор Московского университета (1911), почётный член Московского университета (1916), заслуженный профессор Императорского Московского технического училища (с 1918 г. — Московского высшего технического училища); член-корреспондент Императорской Академии наук по разряду математических наук (1894).

Создал единую научную дисциплину — экспериментальную и теоретическую аэродинамику. Она оказала впоследствии огромное влияние на развитие авиации.

Основатель Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Николай Егорович создал отечественную школу инженеров-конструкторов. Плеяда учеников Н. Е. Жуковского — С. А. Чаплыгин, В. П. Ветчинкин, Б. Н. Юрьев, В. В. Голубев, А. Н. Туполев, А. А. Микулин, Г. И. Мусиньянц и целый ряд других — во многом способствовала авиационному прогрессу нашей Родины. Целые поколения учёных, конструкторов, инженеров, лётчиков, изобретателей, трудами которых была создана советская передовая авиационная наука, воспитаны Н. Е. Жуковским и его учениками.  Его ученик С. А. Чаплыгин воспитал выдающихся учёных, таких как М. В. Келдыш, Л. И. Седов, М. А. Лаврентьев, С. А. Христианович, Н. Е. Кочин, Л. Н. Сретенский


Город, влюбленный в небо

В 1918 году на базе Аэродинамической лаборатории Московского государственного технического университета и Авиационного расчетно-испытательного бюро русским ученым, основоположником гидро- и аэродинамики Николаем Егоровичем Жуковским был создан ЦАГИ – Центральный аэрогидродинамический институт.

В середине 1930-х годов стало очевидно, что ЦАГИ, расположенному в Москве, требуется новая экспериментальная база. Место для ее строительства было выбрано недалеко от платформы «Отдых» Казанского направления Московской железной дороги.

Это обусловливалось хорошим подъездными путями: с одной стороны – полноводная Москва река, с другой – железнодорожная ветка, удобным было и сообщение автотранспорта. В ноябре 1935 года заместитель начальника ЦАГИ известный конструктор Андрей Николаевич Туполев заложил первый камень в фундамент нового здания института. Параллельно с этим стали возводиться бараки поселка, в котором жили работники ЦАГИ. 

В 1938-м году поселку было присвоено имя Стаханово – в честь шахтера Алексея Стаханова. Корпуса новой экспериментальной базы с большими аэродинамическими трубами и комплексом установок для исследований прочности авиационных конструкций благодаря энтузиазму людей возводились передовыми темпами.

В 1940 году  утвержден проект Летно-исследовательского института, представленный шеф-пилотом ЦАГИ, Героем Советского Союза Михаилом ГромовымВ марте 1941 года на базе ЦАГИ был создан Летно-исследовательский институт (ЛИИ). В 1947 году в честь 100-летия со дня рождения выдающегося ученого основателя ЦАГИ Николая Егоровича Жуковского поселок был преобразован в город Жуковский Московской области.

В 2004 году законом Московской области городу Жуковскому присвоен статус городского округа, границы города расширились на 400 га.

Высокий потенциал научно-производственного комплекса города, соответствие научной, научно-технической и инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний и подготовки кадров приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации стали основанием для присвоения Жуковскому статуса наукограда Российской Федерации. и статус национального центра авиастроения

В 2007 году постановлением Правительства РФ Жуковскому присвоен статус «Наукоград Российской Федерации».
В 2008 году подписан Указ президента Российской Федерации «О национальном центре авиастроения». 

Сегодня городской округ Жуковский – общероссийский центр научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-экспериментальных работ в авиационной промышленности и с вязанных с ней отраслях радиоэлектроники и приборостроения, а также центр авиационного туризма, народного авиационно-космического движения "Легенды авиации", "Легенды космонавтики" и креативных индустрий.


Город-сад

Ещё до Первой мировой войны председатель правления Московско-Рязанской железной дороги Николай Карлович фон Мекк решил возвести город-сад для железнодорожников в районе подмосковной платформы Прозоровская, получившей своё название в честь владельцев тамошних земель – князей Прозоровских-Голицыных. Та территория славилась как вполне приличное дачное место – с тех пор, как в конце XIX века туда провели железную дорогу. В 1908 году Александр Прозоровский продал свою землю – 680 гектаров в окрестностях станции правлению Московско-Рязанской дороги, именно там фон Мекк и решил обустроить, говоря современным языком, жилой комплекс для своих служащих. В качестве образца для подражания был взят Лечворт – британский посёлок для железнодорожных служащих компании First Garden City Limited.

Николай Карлович фон Мекк

(28 апреля 1863, Москва, Российская империя — май 1929, Москва, СССР) — выдающийся предприниматель, железнодорожный магнат и политический деятель.

Представитель известной династии строителей и владельцев железных дорог, он был одним из ключевых фигур в экономической жизни России конца XIX — начала XX веков.

С 1892 года фон Мекк возглавлял Общество Московско-Казанской железной дороги, которое было одним из крупнейших предприятий в царской России.
По инициативе фон Мекка была создана новая железнодорожная сеть в Поволжье, связавшая такие города, как Рязань, Казань, Рузаевка, Пенза, Сызрань, Батраки, Инза, Симбирск и Тимирязево.

В годы Первой мировой войны фон Мекк работал в качестве уполномоченного Министерства земледелия, занимаясь снабжением армии продовольствием и хлебом. Он также организовал специальные санитарные поезда и мастерские по пошиву белья для солдат.


По его проекту от станции расходились три длинных луча главных улиц. Кстати, все улицы посёлка получили названия в честь станций железнодорожной империи фон Мекка: Рязанская, Голутвинская, Симбирская, Фаустовская, Зарайская, Перовская, Казанская. Предполагалось, что в посёлке будет ходить трамвай. Возле Прозоровской даже построили депо для обслуживания трамвайных линий. Начальником строительства фон Мекк назначил Ипполита Чайковского – брата великого композитора (кстати, сам Николай Карлович Мекк был женат на племяннице Петра Ильича). В первую очередь начали прорубать просеки для будущих улиц, строить дороги, русло реки подготовили для водоснабжения. К работе были привлечены молодые талантливые архитекторы – почти все они в будущем станут классиками градостроительства: Алексей Щусев, Александр Таманян, Александр Иваницкий, Николай Буниатов. Здание вокзала (современная станция «Кратово») построил Щусев, другие подготовили несколько вариантов проектов типовых жилых домов, каменных и деревянных. Большие коттеджи для многодетных семей, корпуса на несколько семей, благоустроенные по последнему слову техники. С водопроводом, канализацией, небольшими садами и раскидистыми соснами возле каждого дома. Протянули в посёлок даже телефонную сеть. Всё было продумано, чтобы сотрудники дороги могли жить, отдыхать и лечиться с комфортом.

В 1913 году вблизи платформы «Прозоровская» («Кратово») и села Новорождествено началась реализация грандиозного проекта поселка для железнодорожных служащих, спроектированного в стиле «города-сада». До конца осуществить этот проект помешала первая мировая война и  революционные события.

Но на память остались любимое горожанами Кратовское озеро с прекрасным мраморным мостом, потрясающие здания бывшего комплекса больничного городка, где теперь располагаются авиационный техникум и театр «Стрела» в городе Жуковский, управление Города-сада в поселке Кратово.